- МАТОРИН (Моторин), Николай Михайлович
- (1898-1936)Этнограф, в некоторых работах касавшийся проблем Востока. Род. в д. Первитино Тверской губ., в дворянской семье. В 1916 ок. с серебр. медалью Царскосельскую классич. гимназию. В 1917 с ИФФ ПУ (где занимался египтологией у Б. А. Тураева и И. М. Волкова) призван на воен. службу. В марте 1919 вступил в РКП(б). На сов. и парт. работе в Гдове (1920-22); с июля 1922 в Петрограде: секр. предс. Петросовета, предс. ИККИ Г. Е. Зиновьева и др. Несмотря на отсутствие высш. образования, преп. общ. дисциплины в петроградских вузах; науч. сотр. Ленинградского НИИ марксизма. После 14-го съезда ВКП(б), подобно многим деятелям ленинградской парторганизации, отправлен в провинцию - Псковскую обл., затем в Казань, где работал в ТатНКП. Зам. предс. Центр. совета Союза воинствующих безбожников Татарии. Опубл. до 40 статей в г. "Красная Татария" по истории, этнографии, борьбе с "религ. пережитками". В Татарии в 1927 исключен из ВКП(б) как оппозиционер, в 1928 восстановлен. В 1928 написал здесь свою первую и наиболее примечательную науч. работу "Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь", интересную сведениями о языческом субстрате в исламе поволжских народов, которые М. сам собирал как полевой этнограф. Активно участвовал в работе ОИАЭ при Казанском ун-те, прочитал ряд докладов. В 1928 вернулся в Ленинград; доцент этногр. отд. геогр. фак-та ЛГУ (читал курсы совр. состояния религ. верований в СССР, сов. строительства и нац. вопроса); с июля 1930 предс. его обл. совета Союза воинствующих безбожников; с янв. 1930 зам. предс. КИПС/ИПИН; с окт. 1930 дир. МАЭ. В ИПИН рук. полевыми иссл-ниями православия, сектантства и язычества в Поволжье, изучением изменений в экономике и быте населения СССР в связи с социалистическими преобразованиями; вел семинарские занятия по этнографии для аспирантов ИПИН и ГАИМК. Участник 1-го музейного съезда в Москве (дек. 1930), на котором как чл. президиума возглавил полит. травлю Б. Ф. Адлера, повинного лишь в том, что его ст. была издана в заруб. науч. ж. В 1931-33 отв. ред. ж. "Сов. этнография". В начале 1930-х занимал большое число "отв." должностей, выступая как "крупный организатор науки" и "гл. методолог по истории" (наряду с А. Г. Пригожиным) в Ленинграде. Разрабатывал "науч. обоснование" начавшихся в это время репрессий в отношении сектантов. Выступал в качестве общ. обвинителя на ленинградском процессе против секты скопцов. Однако с записью в анкете о былом участии в оппозиции ему не суждено было пережить кадровой "чистки" в Ленинграде, последовавшей за убийством С. М. Кирова. 29 дек. 1934 исключен парткомом АН из ВКП(б) как "активный оппозиционер в прошлом, не порвавший идейных связей с контрревол. зиновьевской оппозицией в посл. годы". В ночь на 3 янв. 1935 арестован. 13 февр. осужден ОСО при НКВД СССР на 5 лет ИТЛ. Отбывал срок в СредАзЛаге при совхозе "Малек" под Ташкентом. В условиях лагеря писал ст., сост. "Программу для собирания мат-лов по религ. представлениям и культу. Бытовой ислам". В февр. 1936 этапирован в Ленинград, на новое следствие по делу "контрревол. зиновьевской группы". Обвинен в активном участии в "контрревол. троцкистско-зиновьевской террор. организации, осуществившей убийство С. М. Кирова". 11 окт. 1936 выездной сессией ВК ВС СССР приговорен к ВМН. Расстрелян сразу же после оглашения приговора. Реабилитирован в 1958.Соч.: Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь: Язычество. Ислам. Православие. Сектантство. М., 1929; Этнография и советское строительство: (Тез. докл.) // Этнография. 1929. № 2. С. 118-121; Религия и борьба с нею в Северном крае. Л., 1930; Программа для изучения бытового православия. Л., 1930 (совм. с А. Невским); Женское божество в православном культе: Пятница-Богородица: Очерк по сравн. мифологии. М., 1931; Жрецы и знахари: Классовая роль жречества у народов Волжско-Камского края // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М., 1931. С. 282-286; Первобытное общество. Л., 1932 (ред.); 15 лет советской этнографии // СЭ. 1932. № 5/6. С. 1-14; С. Ф. Ольденбург как этнограф: (Некролог) // СЭ. 1934. № 1/2. С. 3-5; Две поездки в Поволжье // СЭ. 1934. № 4. С. 115-117; Абиссиния (Эфиопия): Сб. ст. М.; Л., 1936 (ред., совм. с Д. А. Ольдерогге; имя М. после ареста снято с титула); Программа для собирания этнографических и фольклорных материалов // ЭО. 1994. № 3. С. 155-158.Лит.: НРЛ. С. 232; Отчет за 1930. С. 248-251, 261; Носова Г. А. Н. М. Маторин как историк религии: (К 70-летию со дня рождения) // Вопросы научного атеизма. М., 1969. Вып. 7. С. 366-386; Решетов А. М. Н. М. Маторин - педагог, организатор науки, исследователь: (К 90-летию со дня рождения) // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987 гг.: Тез. докл. науч. сессии. Л., 1989. С. 23-25; Попов В. А. Дмитрий Алексеевич Ольдерогге (1903-1987): К 90-летию со дня рождения // Кунсткамера. 1993. Вып. 2/3. С. 364; Мокшин, 1993. С. 204, 237; Слезкин, 1993. С. 119-120; Решетов А. М. Николай Михайлович Маторин: (Опыт портрета ученого в контексте времени) // ЭО. 1994. № 3. С. 132-159; № 4. С. 204-205, 213-216, 221; Гаген-Торн, 1994. С. 59; Дьяконов, 1995. С. 258, 277, 337, 745; Живов В. Скопцы в русской культуре: (По поводу книги Н. Волкова) // НЛО. 1996. № 18. С. 396; Германов, 1996. С. 135; Knight, 2000. P. 374; Bertrand F. L'anthropologie sovietique des annees 20-30. Configuration d'une rupture. Bordeaux, 2002. P. 335 (им. ук.).
Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991). — С.-Пб.: Петербургское Востоковедение. Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. 2003.