- ДОРЖИЕВ, Агван-Лобсан
- (1853/54-1938)Xамбо-лама, бурят.-тибет. традиц. ученый; видный деятель буддийского реформаторского (обновленческого) движения. Род. в улусе Харашибир Заиграевского р-на Бурятии. Получил высшее богословское образование в Брайбунском монастыре близ Лхасы в Тибете. Один из трех духовных наставников при XIII Далай-ламе Тубдан-Джамцо в молодые годы последнего. С конца XIX в. выступал дипл. посредником между Тибетом и Россией. Часто бывал в СПб. Оказывал содействие рус. экспедициям в Центр. Азии. В 1899 избран чл. ИРГО. С 1901 полномочный представитель Тибета при прав-ве России (позднее представлял Тибет при прав-ве СССР). Известен своей организаторской ролью в строительстве Буддийского храма в СПб. Основал также ряд храмов в Зап. Бурятии, буддийскую академию (цаннид-чойра) в Калмыкии. После 1917 выступил идеологом обновленчества, пытаясь согласовать учение Будды с марксист. соц. утопией. Оказывал большую помощь буддологическим иссл-ниям акад. Ф. И. Щербатского и его учеников (А. И. Вострикова, Е. Е. Обермиллера и др.). Именно ходатайства акад.-востоковедов спасли жизнь Д., когда летом 1918 по дороге из Петрограда в Калмыкию, имея на руках крупные средства, предназначенные для реконструкции храма, он был схвачен ЧК и оказался в Бутырской тюрьме в разгар красного террора. В 1922 возглавил знаменитую школу тибет. медицины при Ацагатском дацане в Бурятии. В дек. 1928 на заседании ОГН АН СССР утвержден в качестве иностр. (тибет.) ученого - чл. Совета ИНБУК. Предпринимал первые попытки создания бурят. алфавита (отличного от монг.). В конце 1920-х - в 1930-е противостоял разгрому буддийской культуры. В 1931 выслан из Бурятии, где он пользовался исключительной популярностью, в Ленинград; основал при Буддийском храме Тибето-монг. миссию. В янв. 1937, тяжело больной, вернулся в Бурятию, жил в Ацагатском аршане (мед. школе), где его и арестовали 13 нояб. 1937. Обвинен по ст. 58-1а, 2, 8, 9 УК РСФСР. После единственного допроса переведен 27 нояб. 1937 в тюремную больницу, где 29 янв. 1938 скончался от паралича сердца.Соч.: Ло-гун-гье-бо: Один из религиозных обычаев в Лхасе // Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина. С. 289-292; Чано Батор: Героическая поэма иркутских бурят-ойратов / Запись Н. Амагаева. Послесл. А. Доржиева. СПб., 1910; К сведению верующих масс о высшем духовном соборе буддистов Бурят-Монголии // Шинэ байдал. 1922. 2 окт. (совм. с Б. Барадийном, Ц. Ж. Жамцарано).Лит.: Л. Б-н [Берлин]. Хамбо Агван Доржиев: (К борьбе Тибета за независимость) // НВ. 1923. № 3. С. 139-156; Бурятская литература // ЛЭ. Т. 1. С. 625; Бурдуков, 1969. С. 129-130, 380; РВост. № 4. С. 121; Заятуев Г.-Н. Цанид-Хамбо Агван Доржиев (1853-1938). Улан-Удэ, 1991; Абаева Л. Л. Доржиев // Буддизм, 1992. С. 117-118; Андреев, 1992. С. 380-405; Андреев, 1993. С. 314-349; Агван Доржиев об обновлении буддийской церкви Бурят-Монголии // ОА. 1993. № 6. С. 86-89; Ломакина, 1993. С. 27, 30, 33-36, 185; История отечественного востоковедения. С. 379; Российские монголоведы. С. 91-96; Шишкин, 1999. С. 9-11, 13, 166; Snelling J. Buddhism in Russia: The story of Agvan Dorzhiev, Lhasa's Emissary to the Tzar. Elemea, 1993.
Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991). — С.-Пб.: Петербургское Востоковедение. Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. 2003.